Вовлечение продуктов творчества в экономический оборот

Современное разделение труда характеризуется индустрией научно-технического прогресса, массовым производством продуктов творчества — новых идей — в исследовательских, конструкторских, технологических, управленческих организациях и подразделениях. НТР — это третья технологическая революция в истории человечества, превращающая научно-информационную деятельность в самостоятельную ведущую отрасль общественного производства. Труд в целом приобретает все более творческий характер. И именно это обстоятельство представляет главную особенность развития производительных сил послекапиталистического мира.

Вовлечение идей в экономический оборот — качественный скачок, внесший глубокие, хотя и не всегда заметные изменения в экономическую систему. Для продуктов творчества заведомо неприменимо классическое определение стоимости. Так, можно, вероятно, подсчитать, сколько рабочего времени затратил В. Г. Шухов на создание крекинг-процесса, но невозможно выяснить, сколько часов в среднем нужно для этого обычному инженеру. Да и справедливость предположения о возможности подсчета времени, израсходованного на создание новой идеи конкретным человеком, вызывает сомнения. Период ее вызревания и оформления отнюдь не равен времени, проведенному исследователем за рабочим столом в служебном кабинете.

Во многих отраслях промышленности США внедряется только 20% научно-технических проектов. Аналогичные сведения поступают и с рынка патентов — свыше половины их остается непроданными. Значит, для существования научно-технического творчества как окупающей себя отрасли деятельности необходимо, чтобы стоимость реализуемых идей превышала затраты на их генерирование и освоение. За счет этого должны покрываться расходы средств на производство и невнедряемых идей.

Последние не должны во всех случаях считаться следствием ошибок. Сама природа поиска нового предполагает проработку нескольких возможных вариантов решения и получение отрицательного результата по части из них.

Невозможность измерения творческого труда израсходованным рабочим временем была отмечена К. Марксом. По его мнению, по этой причине продукты творчества не могут иметь стоимость и должны использоваться в производстве бесплатно. Однако, как мне представляется, мнение Маркса опровергается самим фактом существования рынка идей. Здесь продукты творчества подобно другим продуктам труда выступают в форме меновой стоимости, имеют цену. Как же достигается их соизмеримость с материальными вещами? Бесплатная парнушка в hd без смс и регистрации