Требования к начальным значениям платы за выбросы

За отправную точку при определении начального значения платы за выбросы (то есть целой системы соответствующих нормативов платежей) надо принять реальные народно-хозяйственные затраты на природоохранные мероприятия за год. Конечно, нет уверенности в том, что объем этих затрат — «правильный», «оптимальный» и т. п. У нас нет и пока не ожидается появления методов определения объективно «оптимальных» значений подобных показателей. Они (даже при наивысшей компетенции всех участников процесса планирования) неизбежно устанавливаются в результате компромисса различных компонентов системы целей общества, различных общественных групп и пр. Какие средства общество может и считает целесообразным выделить на охрану окружающей среды, на рационализацию природопользования (естественно* из «общего пирога», тем самым за счет других направлений деятельности, целей, программ) — иначе и не может быть определено. Конечно, поиск компромисса, обсуждения различных альтернатив должны проходить в обстановке гласности.

Существует значительное количество показателей, которые предполагается учитывать при определении ставок платежей; в случае выбросов в атмосферу — объем капитальных вложений в природоохранные мероприятия, скорость и направление ветра, токсичность выбрасываемых веществ, рельеф местности, степень износа оборудования и др. Необходимо упорядочить этот массив информации и определить, на какой основе должна рассчитываться нижняя граница платы.

По нашему мнению, нижняя граница платы должна устанавливаться центральными органами управления народным хозяйством как минимально возможная санкция в расчете на тонну выбрасываемого вещества. Соответственно в формулу расчета ставки платы за выбросы нет необходимости включать показатели, отражающие конкретные геофизические условия по районам СССР, плотность населения и т. д., хотя учет ряда технико-экономических факторов может оказаться полезным.

Нижняя граница платы за выброс должна строиться единой по каждому виду вредного вещества для всех предприятий СССР. Индивидуализация нормативов платы, подгонка их под конкретные условия хозяйствования предприятий связаны с угрозой выхолащивания сущности этих показателей, превращения их в разновидность адресных плановых заданий. Поэтому единый норматив платы и процент его роста по годам на пятилетку по представлению Госкомприроды СССР должны утверждаться в том же порядке, что и основные государственные налоги, и право ужесточения санкций с учетом локальных условий в заранее установленных пределах может быть предоставлено только региональным органам Госкомприроды СССР. Зеркало казино Mr Bit Casino https://bitcasino.su/