Текст #000446

Вы очень часто используете ритм вальса. Он звучит почти в каждой вашей кинокартине, а иногда цепочка разнохарактерных вальсов-песен пронизывает фильм от начала до конца. Вспоминаются плавные вальсовые напевы Глаши, конечно же, песня о Москве из «Свинарки и пастуха», «Старинная шахтерская» из «Донецких шахтеров», «Речная песенка» из «Верных друзей». Вальс пронизывает даже такую картину, как «В шесть часов вечера после войны», овевая ее грозное, мужественное содержание теплотой и романтикой.

У каждого композитора есть свои пристрастия. Причем они даже не всегда отчетливо осознаются. Скажем, я никогда заранее не говорю себе: «Эту песню я напишу в ритме вальса». Ритм приходит в свой черед, когда и как ему положено. Так и должно быть, я полагаю. Чувству ритма нельзя обучить, его можно развивать, воспитывать. Это не чисто техническая проблема профессии и отнюдь не сугубо формальная сторона творческого процесса.

Но она входит в общую задачу музыкального образования кинорежиссеров, не так ли? И раз уж возникла эта тема — а она не могла не возникнуть в ходе нашей беседы,— то каково ваше мнение о проблемах и методах музыкального образования кинематографистов, и в первую очередь — режиссеров?

Я убежден, что в наших учебных заведениях, где готовят режиссеров, необходимо не просто глубокое, а специальное изучение музыки и киномузыки. На первом этапе — это знакомство с отечественной и мировой музыкальной классикой. Каждый режиссер должен впитать в себя шедевры мировой музыкальной культуры, а после этого надо ему на примерах лучших отечественных и зарубежных фильмов прочувствовать специфику музыкального начала в кинематографе. Не берусь предлагать методику этого этапа, но он необходим. Суть второго этапа обучения должна, по-моему, заключаться в том, что режиссеры учатся понимать, как музыкальное искусство участвует в создании целостного художественного образа фильма.

Я знаю, что во ВГИКе знакомят будущих кинематографистов с основами музыкального искусства, но достаточно ли глубоко и серьезно поставлен гам процесс обучения? Будущего режиссера учат профессионально понимать работу сценариста, оператора, художника, учат основам актерского мастерства и работе с актером, а вот работе с композитором, работе с музыкой учат ли на таком же профессиональном уровне? Если да, то почему у нас так мало хороших музыкальных фильмов, почему киномузыка часто находится на задворках фильма? Я знаю, как обычно режиссеры относятся к киномузыке. Нередко на студиях можно услышать такой диалог: «Ты знаешь, что-то у нас здесь нехорошо получается», — говорит, предположим, сценарист. «Давай дадим музыку, и все будет в порядке», — предлагает режиссер.

Часто музыкой, притом случайной, латают дыры. Настало время это положение вещей в корне изменить. Нужно, чтобы режиссер не прикрывал v музыкой слабости — фильма, а умел пользоваться ею профессионально. Поэтому прежде всего необходимо поставить на должную профессиональную основу преподавание киномузыки — подчеркиваю, киномузыки — в институте кинематографии, чтобы не только учить правильно пользоваться этим могучим выразительным средством, но и развивать музыкальное мышление, музыкальное воображение кинематографистов.

О роли киномузыки в воспитании художественного вкуса — музыкального и кинематографического... и эстетической культуры зрителей. Этот вопрос очень важен и актуален. Именно песня, в том числе и кинопесня, формирует наш музыкальный вкус с раннего детства, именно песни образуют основу нашего музыкально-слухового запаса, который затем пополняется и обогащается более сложными произведениями — операми, симфониями, концертами. Хорошие песни своей доступностью, ненавязчивостью и всем понятной формой воспитывают настоящий художественный вкус, правильное отношение к музыке и верное восприятие музыкальных образов. И сейчас, когда интерес к музыкальному искусству в нашей стране растет с каждым днем, когда наш народ все упорнее стремится овладеть сокровищницей музыкальной культуры, хорошая киномузыка особенно нужна, потому что кинематограф — массовое искусство и в силу этого — могучее средство эстетического воспитания. vavada зеркало - доступ к слотам в демо режиме и режиме игры на деньги