Шкалы нормативов при плановых расчётах

В течение последних 4—5 лет в практику плановых расчетов в каждом министерстве введены свои шкалы нормативов: отчислений от прибыли в бюджет в зависимости от рентабельности продукции; платы за фонды — от рентабельности фондов, основных и оборотных; поступлений амортизационных отчислений в фонд развития министерства — от степени износа основных фондов. Например, если износ менее 15%, предприятию оставляют 50% от начисленной суммы амортизации, а при износе от 45% до 60% доплачивают из фонда министерства. С учетом шкал выполняются предварительные расчеты по всем видам платежей для каждого предприятия и одновременно определяется размер остающейся у него прибыли для текущих нужд и поступлений в фонд развития.

Однако, несмотря на многочисленные пересчеты, попытки увязать средства для текущей деятельности предприятия, источники их финансирования, фонд зарплаты и опережающий его рост производительности труда, учесть пожелания коллектива относительно размера фонда материального поощрения п социального развития (размер этих фондов является во многих случаях результатом «силовой, борьбы» между предприятием и министерством), как правило, обнаруживается дисбаланс между планом отрасли в целом по платежам в бюджет и возможностями предприятий. Наступает следующий этап планирования, когда действует самый мощный рычаг достижения сбалансированности плана: перераспределение заданий по прибыли и платежам в бюджет среди предприятий, освобождение некоторых из них от платы за фонды, взносов в централизованный фонд министерства, а также от взносов амортизационных отчислений, их перераспределения по приведенной выше или какой-либо другой шкале. Пожалуй, только норматив платы за трудовые ресурсы не дает министерству дополнительных перераспределительных рычагов, поскольку он дифференцирован по регионам с разной обеспеченностью рабочей силой и одинаков для предприятий одного региона.

В случае с амортизационными отчислениями на протяжении многих лет выдвигается тезис о том, что поскольку часть предприятий не может использовать их в текущем периоде по назначению, то эти, пока «свободные» средства, якобы правомерно перераспределить через централизованный фонд министерства для покрытия дефицита в средствах других предприятий. Сейчас, когда введена плата за хранение временно свободных денежных средств предприятий в банке, такое перераспределение, помимо подрыва принципа самоокупаемости, приносит предприятию прямые убытки из-за того, что оно лишается возможности использовать свои средства в качестве кредитного ресурса и получать за это определенный процент от банка. И само собой разумеется, осуществляя подобное оперативное перераспределение средств в сиюминутных интересах отрасли, проблема переносится в будущие периоды.

Наступит момент, когда предприятию будет необходимо обновить мощности, амортизационные отчисления, которые переданы безвозмездно в централизованный фонд министерства, а предприятие-«донор» будет испытывать недостаток средств не только для развития, но и для простого восстановления изношенного оборудования. Попытка подтянуть таким способом технически отсталые сегодня предприятия хотя бы до среднеотраслевых показателей неизбежно тормозит прогресс хорошо работающих предприятий, а для плохих может дать эффект в лучшем случае в пределах выполнения заданий текущего пятилетнего плана. Зеркало Cadoola Casino https://cadoolacasino.su/