Отношение населения к состоянию потребительского рынка

* * *

Проблемы питания

В сентябре 1989 г. центр изучения общественного мнения провел исследование, целью которого было выявить степень удовлетворенности населения характером и качеством своего питания, его доступности для различных социальных групп, определить отношение людей к существующим формам снабжения продуктами питанияі. Исследование проводилось по плану общесоюзной выборки (1611 респондентов), обеспечивающему хорошую репрезентативность городского взрослого населения СССР по основным социально-демографическим, социально-профессиональным группам (пол, возраст, образование, сфера деятельности, степень обеспеченности) и регионам страны.

Важной для данного опроса характеристикой состава респондентов является то, что 92% из них имеют семьи, в том числе 75% численностью три и более человек, а в половине семей (52%) есть дети моложе 15 лет.

Общая оценка, состояния потребительского рынка продуктов питания населением негативная. Большинство респондентов (86%) считают, что за последние годы положение со снабжением продовольствием ухудшилось, 56% опрошенных отмечают значительный рост цен на продукты питания, 41% рассматривают как одну из наиболее острых проблем отсутствие дешевых продуктов питания.

* * *

Дефицит продовольствия

Дефицит на продовольственном рынке ощущается населением довольно остро: 72% опрошенных часто или постоянно не могут приобрести необходимых продуктов питания; 60% много времени тратят на поиски продуктов и очереди, 16% вынуждены ездить за продуктами в другой город, район или область. При этом около половины семей, которые тратят много времени на поиски продуктов питания и очереди за ними, — это семьи с доходами ниже 100 руб. на человека в месяц. Их трудности связаны не только с дефицитом необходимых продуктов, они усугубляются отсутствием дешевого ассортимента и ограниченной возможностью поездок за пределы своего района, города, области и т. д. В семьях с достаточно высоким доходом эти ограничения почти отсутствуют и времени на поиски продуктов питания и очереди за ними тратится меньше. Из всех опрошенных 34% вынуждены покупать продукты на колхозном рынке, 15% пользуются продуктами своего личного хозяйства. Лишь 5% респондентов не сталкивались с трудностями в обеспечении себя и своей семьи продуктами питания.

* * *

Неудовлетворенность состоянием рынка

Высокая степень неудовлетворенности состоянием потребительского рынка продуктов питания была отмечена респондентами по следующим позициям (в % к числу опрошенных):

— отсутствие дешевых продуктов питания 41%;
— низкое качество продуктов питания 39%;
— однообразие ассортимента 25%;
— наличие вредных веществ в продуктах питания 22%;
— отсутствие деликатесных, праздничных продуктов 20%. В этом рейтинге я нашел pin up .