О новых типах конструкции сухогрузных и грузопассажирских судов

Правила постройки судов кладут в основу конструирования набора корпуса сухогрузных судов поперечную систему набора. Эта система вполне себя оправдывает на грузовых судах с небольшим количеством поперечных переборок, т. е. на судах, имеющих длинные отсеки — трюмы сравнительно с шириной судна. Но эта система является подчас нецелесообразной на грузовых судах и особенно на грузопассажирских, на которых обычно длины отсеков меньше ширины судна и для которых более целесообразной обычно оказывается продольная система набора. При конструировании днища и верхней палубы, а тем более палуб длинных и развитых надстроек этого типа судов следует обязательно учитывать не только требования прочности, но и жёсткости, устойчивости конструкций на сжатие, каковым требованиям, как известно, в гораздо большей степени отвечает продольная система набора.


Грузопассажирские суда, имеющие в качестве основного назначения перевозку пассажиров и обладающие вследствие этого длинными и развитыми надстройками, должны конструироваться с учётом этих особенностей. Опыт постройки грузопассажирских турбоэлектроходов «Иосиф Сталин» и «Вячеслав Молотов» показал, что недоучёт участия длинных надстроек в работе корпуса судна привёл к тому, что палубы надстроек подверглись значительным остаточным деформациям (гофрировке) и повреждению помещений верхних ярусов Отсюда вывод: наряду с сохранением в Правилах типа конструкции корпуса по поперечной системе набора необходимо в Правила включить и комбинированный тип конструкции: борт — по поперечной, днище и палубы — по продольной системе набора.


Вопрос, который мы ставим сейчас, не нов. Он давно назрел. На целесообразность применения комбинированной конструкции корпуса обратил внимание еще четверть века назад член-корреспондент Академии наук проф. Ю. А. Шиманский. Он выдвинул эту идею в 1919 г., а затем опубликовал результаты своих расчётов в Техническом Приложении к «Морскому сборнику» № 3 за 1921 г. Именно Ю. А. Шиманский является автором этого предложения, а не Ишервуд и Миллар. К сожалению, ни Морской Регистр СССР, ни наши проектирующие организации не обратили должного внимания на это предложение, которое, несомненно, ведёт к значительной рационализации типа конструкции транспортных судов благодаря лучшему распределению материала в корпусе судна. Эта конструкция даёт увеличение жёсткости продольных связей корпуса и некоторый выигрыш в весе судна.


На это же обстоятельство — на непонятное упорство классификационных обществ, придерживающихся поперечной системы набора палуб, — обратил внимание и покойный проф. П. Ф. Папкович в его статье, касающейся результатов опытов Монтгомери по сжатию образцов палубного настила. Но и эта статья осталась «гласом вопиющего в пустыне». Читайте также как играть в казино онлайн на реальные деньги.